Трудовой кодекс. Что нового?

За распространение информации о вакансиях, содержащей дискриминационные требования, установлены административные штрафы в размере до 15 тыс. руб.

14 июля 2013 г. вступит в силу Закон N 162-ФЗ, в соответствии с которым, кроме прочего, запрещается распространять информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях (далее — вакансии), содержащую ограничения дискриминационного характера. За нарушение данного запрета лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа, размер которого для организаций составляет от 10 до 15 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей — от 3 до 5 тыс. руб.

По смыслу Закона N 162-ФЗ к ответственности за названное правонарушение могут быть привлечены как сами потенциальные работодатели и лица, содействующие трудоустройству (например, кадровые агентства), так и любые иные лица, распространяющие названную информацию (в частности, СМИ).

Протоколы о совершении данных правонарушений в соответствии с Законом N 162-ФЗ будут составлять должностные лица региональных органов исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения. Рассматривать дела об указанных нарушениях будут судьи.

В Законе N 162-ФЗ установлен примерный перечень требований, которые могут быть признаны дискриминационными. В целом он повторяет перечень, предусмотренный в ст. 3 ТК РФ. В частности, к таким требованиям относится прямое или косвенное ограничение прав или установление преимуществ в зависимости от пола, возраста, места жительства, семейного, имущественного или социального положения, а также иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. К иным обстоятельствам может быть отнесено, например, окончание соискателем конкретного высшего учебного заведения.

Напомним, что в ст. 3 ТК РФ установлен общий запрет на дискриминацию в сфере труда. Согласно ст. 64 ТК РФ запрещен отказ работодателя от заключения трудового договора по основаниям, связанным с дискриминацией. Однако прямого запрета на распространение информации о вакансиях, содержащей ограничения дискриминационного характера, до вступления в силу Закона N 162-ФЗ не было установлено. Согласно сложившейся судебной практике наличие в описании вакансий требований, например, к полу, возрасту или месту регистрации претендента признавалось законным (см., например, Апелляционные определения Московского городского суда от 20.12.2012 по делу N 11-28525/12, Ростовского областного суда от 03.06.2013 по делу N 33-6785).

Отметим, что и в Трудовом кодексе РФ, и в Законе N 162-ФЗ определены условия, при которых установление различий или предпочтений не может быть признано дискриминацией.

Так, во-первых, допускается установление ограничений или преимуществ, связанных с деловыми качествами работника. Напомним, что Пленум ВС РФ в Постановлении от 17.03.2004 N 2 разъяснил, что под деловыми качествами работника следует понимать, в частности, способность лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Также Пленум ВС РФ указал, что работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакансию, и иные требования, которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, навыки работы на компьютере).

Во-вторых, в описании вакансии могут содержаться требования, право или обязанность установления которых закреплены в федеральном законе. Например, таким требованием является пол претендента при устройстве на работы, использование труда женщин на которых запрещено или ограничено в силу ст. 253 ТК РФ

02
Июл
posted in: Статьи by

Leave a Reply